|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
История музейного экспоната (из далеких 30-х)Жетон Кью Сайрус-Ирн
В музейных залах – тишина. В торжественном молчании застыли витрины с экспонатами. сталеварские очки, солдатская гимнастерка, комсомольский билет. И вдруг … серый кругляшок - жетон американской фирмы «Кью Сайрус-Ирн». Как этот знак известной фирмы попал к нам в Магнитку 50 с лишним лет назад и почему его обладателем стал А. Игнатов, приехавший строить город своей юности
… Далекие тридцатые годы. Еще нет комбината. Только еще начинает дышать рудник. Еще многое надо сделать. И вот строители молодые, полуголодные, малограмотные, в ветхой одежонке решили сделать свой рудник современнейшим производством Западные машиностроительные фирмы буквально засыпали Магнику своими предложениями, одно лучше другого. Наши строители предпочли не самые дешевые, зато самые мощные экскаваторы американской фирмы «Кью Сайрус-Ирн» Вот отсюда и начинается история жетона. Кое-кто из злопыхателей усмехался: «Ишь чего захотели, заиметь лучшие экскаваторы мира. Получить-то они их получат. Но интересно, а как им, безграмотным, удастся их собрать». Сомнения только разожгли задор наших рабочих. Пять «экскаваторов» хоть и с задержкой в полгода, но пришли. Собственно как таковых машин-то и не было – груда деталей в смазке. Что скрывать, трудно пришлось нашим инженерам и рабочим. Когда же первая машина была собрана и все сбежались посмотреть на «чудо техники», оказалось, что она не работает. Собрали вторую, третью машины – ни одна из них «не дышала». Оставшиеся два экскаватора тоже бездействовали. Руководивший сборкой Алексей Васильевич Игнатов, да и многие другие, всерьез задумались, а уже нет ли где их ошибки. Проверяли снова и снова. Нет, агрегаты собраны безупречно. Значит, брак машиностроителей, Написали письмо наркому С. Орджоникидзе, в котором попросили разрешить приезд представителя фирмы «Кью Сайрус-Ирн» для ознакомления с неполадками на месте. Ответ из Москвы пришел скоро: специалист приедет. Но если только магнитогорцы окажутся неправы и экскаваторы не работают по их вине, то это обойдется нашему государству очень недешево, даже приезд консультанта придется оплачивать самим. И оплачивать золотом. В противном же случае расходы будут оплачены американцами Наступили дни напряженного ожидания - И вот прибыл шеф-монтер фирмы, - рассказывает сегодня А.В. Игнатов, - полный такой, очень вежливый мужчина. Привез с собой целую лабораторию измерительной техники. И прежде всего взялся специалист за «обследование» самого мощного трехтонного экскаватора. Два дня он измерял, подсчитывал, снова намерял. На третий день пробыл в машине всего пару часов - Молча спустился на землю на землю, - вспоминает Игнатов, - подошел ко мне и подает жетон фирмы, «Вы правы», - произносит задумчиво. А переводчик объясняет: «Это за отличную сборку, вы теперь можете быть сотрудником фирмы» После проверки остальных машин тоже был установлен брак фирмы-изготовителя. Через полтора месяца прислала фирма и новый стартер, и комплект катушек взамен бракованных. И как знать, может быть и забылся этот случай, если бы не маленький круглый жетон, напоминающий, что нет такого дела, которое было бы не по плечу нашему человеку, упорному, трудолюбивому. Т. Герасимова
|
|